14.04.2020

Краудфандинг и бухгалтерия

Автор: Блог инвестора

Краудфандинг и бухгалтерия

С финансовыми проектами самого разного рода нам приходится сталкиваться на протяжении всей жизни. На работе коллеги «скидываются» на покупку новой кофемашины. В школе собирают средства на новые окна. Жильцы одного подъезда объявляют сбор на установку домофона. Таких примеров можно привести очень много. И все они, по сути, являются примерами краудфандинга на бытовом уровне. Однако последние несколько лет такой способ получения средств продвинулся на принципиально новый уровень. Особый интерес к этому финансовому инструменту наблюдается в западных странах, где его активно используют для сбора денег на самые различные цели. На средства, полученные от разных людей, снимают фильмы, выпускают книги, записывают музыку и т.п.

Однако на бизнес-уровне краудфандинг стал обретать новые формы. Иногда финансирование осуществляется не бесплатно. Ведь когда проспонсированная идея  добьётся успеха, то почему бы вкладчикам не получить от этого какую-либо выгоду. Эта форма получила название «краудинвестинг».

Важнейшее преимущество краудинвестинга заключается в предоставлении возможности стать инвестором абсолютно любому человеку. При этом объём финансовых возможностей не имеет первостепенной роли, вложить можно даже небольшую сумму. Собирать средства с помощью краудинвестинга проще и эффективнее, чем обращаться за помощью к бизнес-ангелам, фондам и т.п. При финансировании через краудфандинг автор проекта не должен выплачивать высокие проценты, которые являются неотъемлемой частью любого кредита. Люди, вкладывающие средства на краудфадинговых площадках, не могут требовать реализации проекта и не обращаются в суд в случае его провала.

Бизнес идеи

Краудфандинг во всех своих проявлениях служит единственной цели – собрать нужный объём средств для реализации какой-либо конкретной задачи. Для достижения этой цели необходимо вызвать интерес у как можно большего числа людей. Чем шире аудитория проекта, тем выше вероятность того, что сумма сборов достигнет необходимой отметки. Организаторами сборов могут выступать отдельные люди, группы, компании.

Рассматривая различия между краудфандином и карудинвестингом, можно выделить ключевой аспект, по которому можно разделить эти понятия. Он заключается в том, что при краудинвестинге вкладчики получают определённые доли за свои взносы. Доля пропорциональная сделанному вкладу. Каждая доля множится на определённый коэффициент. Эти два параметра и определяют прибыль, которую в дальнейшем получит вкладчик.

Если рассматривать краудфандинг в чистом виде, то он фактически представляет собой заказ на разработки. Тот, кто организует сбор средств, проводит тест своего проекта. Краудфандинг позволяет понять, будет ли идея прибыльной. При этом вкладчики не получают никакой гарантии будущей прибыли. В некоторых случаях инициаторы обеспечивают вкладчиков подарками или же могут представить приоритетный доступ к новому продукту. Часть проектов достигает успеха, а другие остаются неприбыльными.


Любой таймфрейм, любой инструмент - прибыль неизбежна с индикатором «CRATER» Crater
Также вам может быть интересно прочитать:  Чем отличается сетевой маркетинг от финансовой пирамиды

За рубежом практика краудинвестинга довольно распространена, но в России это пока не так. Это связано с определёнными нюансами законодательства, а также невысоким уровнем доверия к подобным проектам со стороны населения. У жителей нашей страны ещё свежи воспоминания о глобальных обманах финансовых пирамид, поэтому немногие пока склонны рисковать собственными сбережениями.

Краудфандинг и бухгалтерия в рамках одного проекта являются неразделимыми понятиями. Для того чтобы успешно реализовать проект, финансирование которого планируется обеспечить путём краудфандинга, необходимо определить, каким именно способом и на каких условиях будут собираться средства. Существует несколько основных моделей краудфандинга. Всё многообразие запускаемых или продвигаемых таким способом проектов можно поделить на две крупные группы. Основатели одной группы проектов желают получить средства на безвозмездной основе. Другая же часть проектов предлагает совершать вклады с получением прибыли от них в будущем. Прибыль может быть не только коммерческой. Она может выражаться в виде призов, поощрений, привилегий и т.п.

Среди схем, по которым действуют краудфандинговые проекты, наиболее распространёнными являются следующие:

Инвестиции
  • Основатель получает собранные средства, только если сборы достигли или превысили заявленный объём в оговорённый срок. Если же проект не набирает необходимых средств так быстро, как было запланировано, тогда  взносы возвращаются вкладчикам. Это стандартная схема работы для большинства площадок.
  • Основатель получает собранные средства вне зависимости от того, достигла сумма сборов назначенного объёма или нет. Средства собираются в течение определённого периода, а по его истечении отдаются основателю за исключением комиссии, которая взимается платформой.
  • Собранные деньги передаются определённой команде, которая сможет воплотить проект в сложившихся условиях.
  • Вкладчики имеют возможность определить, сколько будет стоить задуманный проект. Предположим, был инициирован сбор средств на выпуск книги. При такой модели после сбора денег вкладчики могут самостоятельно решить, сколько именно средств будет направлено на реализацию задуманного проекта.
  • Благотворительная модель подразумевает, что финансы собираются на конкретную общественно-полезную цель. Отличие от деятельности фонда в том, что на краудфандинговой платформе вкладчики сами распоряжаются деньгами.

Не менее важным вопросом является возможность и форма получения прибыли при работе на краудфандинговых платформах. Определённые проекты вполне предполагают такой вариант сотрудничества. Форм прибыли существует довольно много, но основными среди них можно назвать три:

  • Роялти. Эта форма предполагает, что вкладчик получает часть того дохода, который будет обеспечивать проект, им профинансированный. Размер дохода определяется вложенным объёмом. Нередко эту форму используют в области музыкальных проектов или выпуске фильмов. При этом людей, заинтересованных в успехе проекта, становится больше.
  • Процент. Предполагает, что, делая вклад, человек знает срок его возврата и размер дохода. Именно на такой форме сотрудничества работает большинство проектов, которым удалось быстро собрать достаточное количество средств. Такая форма открывает перед основателями гораздо больше перспектив, чем обычный займ. При этом вкладчики имеют гарантии возврата средств и получения конкретной прибыли. Финансировать подобные проекты могут только отдельные лица. Эта методика также широко применяется на зарубежных платформах.
  • Акционерный капитал. В сфере краудинвестинга этот вариант применяется очень часто и считается одним из наиболее грамотных и продвинутых. Суть этой формы отражается в самом определении краудинвестинга: вкладчик не отдаёт свои средства, а приобретает на них долю в бизнесе, дивиденды и возможность влиять на управление.
Также вам может быть интересно прочитать:  Вендинговый бизнес

Все три формы при грамотном подходе являются высокоперспективными в отношении развития бизнеса.

Бухгалтерия по краудфандингу

Бухгалтерия по краудфандингу

На первый взгляд складывается впечатление, что краудфандинг – довольно простая система. Но на самом деле этот способ получения финансов не так прост. К участию в краудфандинге нужно подготовиться, чтобы успешно собрать средства и суметь запустить на них проект.

Финансовая составляющая всей системы отталкивается от основного понятия – заявленной суммы сборов. Это та сумма, которую основатель заявляет в качестве необходимой ему для реализации проекта. Она указывается на платформе. У проекта будет гораздо больше шансов, если досконально просчитать, сколько же именно средств необходимо собрать. В эту сумму должны входить все расходы, которые могут быть связаны с реализацией. Эти расходы для каждого проекта вычисляются индивидуально. Они должны отражаться в краудфандинговом плане. Как правило, расходы включают:

  • Средства на непосредственное воплощение идеи;
  • Призы, вознаграждения;
  • Различные комиссии, связанные с деятельностью на платформе;
  • Налоги;
  • Продвижение;
  • Подушка.

Средства на реализацию идеи – это те деньги, которые вам потребуются, чтобы воплотить проект в реальность в необходимом вам объёме. Для каждого проекта эта сумма будет индивидуальной. Но многие предприниматели совершают типичные ошибки, определяя её. Наиболее частая среди них – это назначение суммы, никак не привязанной к стартапу. То есть, основатели заявляют объём, прикинутый «на глазок». Обычно такие прикидки оказываются весьма далеки от реальности и, как правило, в меньшую сторону. Даже при благоприятном исходе денег на реализацию может не хватить. Тогда работу придётся закрыть, либо же использовать другие источники финансирования. Поэтому очень важно заранее просчитать бюджет проекта, чтобы не ошибиться с суммой необходимого сбора.

Не менее частая ошибка – пытаться собрать всю сумму на проект за один раз. Обычно на качественный проект требуется довольно много средств. Собрать на краудфандинговой платформе более миллиона – задача непростая, таких успехов удаётся добиться единичным проектам. Назначение слишком  высокого сбора может привести к тому, что нужная сумма так и не будет собрана, а проект – реализован. Поэтому разумнее действовать, разбив проект на части, этапы, и собирать средства на каждый этап в отдельности. Сумма сборов должна быть небольшой, реальной.

Также вам может быть интересно прочитать:  Обзор краудфандинг-площадок мира: зарубежные, американские, европейские платформы для краудфандинга

Вознаграждения – очень важная статья расходов. Именно они будут стимулировать людей вкладываться в проект. Для того чтобы рассчитать сумму вознаграждений, нужно учесть все их финансовые составляющие:

  • Себестоимость;
  • Доставка;
  • Небольшой резерв.

Себестоимость вознаграждения обычно составляет до 40% от той суммы, которую вносит вкладчик, но не менее 20%. От этих сумм и стоит отталкиваться, подсчитывая данную статью. Иногда вознаграждения – это и есть конечный продукт проекта, тогда их стоимость входит в средства, необходимые для реализации проекта. А в других случаях вознаграждения могут быть совершенно иными, например, кружки с логотипами компании. Тогда их стоимость нужно закладывать отдельно. При этом важно не забывать о тои, что один человек может получить ограниченное количество вознаграждений, иначе эта статья расходов рискует разрастись до колоссальных размеров.

Что касается комиссий, то они неизбежны. Во-первых, любая платформа берёт плату за свои услуги. Это обычно 5-10% от суммы удавшегося сбора. Но для каждой платформы необходимо индивидуально узнавать условия работы.

Налогов тоже избежать не удастся. Если инициатор – физ.лицо, то после удачного сбора с него будет взят налог 13%. У юр.лиц налоговые ставки различаются. Минимальная составляет 6%.

Продвижение – ещё одна статья, которую непременно нужно учесть в расходах. Именно грамотная реклама позволит проекту успешно развиваться, завоёвывать популярность. Поэтому абсолютно всем проектам будет полезно иметь несколько оплаченных публикаций, грамотного дизайнера, видеографа и т.п.

От 1% до 15% от суммы сборов необходимо заложить на непредвиденные расходы, которые непременно случатся в процессе реализации. Нередко именно из-за таких расходов рушатся вполне перспективные проекты. Наличие такой запасной суммы обеспечит своеобразную финансовую подушку, которая снизит риски проекта, а также сделает работу над ним более эффективной и комфортной.

Краудфандинг, маркетинг

Краудфандинг, маркетинг

Рассматривать краудфандинг можно не только как способ привлечения средств, но и как маркетинговый инструмент. Ведь на платформе осуществляется прямой контакт с аудиторией, здесь можно успешно продвигаться и раскручиваться, использовать интернет-маркетинг и т.п. Сегодня такие инструменты в некоторых случаях позволяют быстрее добиться лидерских позиций на рынке, чем традиционные средства.

Краудфандинговые платформы позволяют добиться лояльности клиентов ещё до запуска проекта. Когда люди уже вложили средства в идею, им не придётся объяснять её уникальность и полезность после реализации. Готовы продукт будут ждать, у него уже будет создан определённый имидж. Кроме этого, краудфандинг, по сути, обеспечивает работу по предоплате, преимущества которой с точки зрения маркетинга на сегодняшний день очевидны. Это работа на опережение, создание инфрмационного позитивного шума вокруг ещё не вышедшего проекта.

Публичность, обеспечиваемая краудфандинговыми платформами, позволяет быстро вывести продукт на рынок и обеспечить ему лидерские позиции. Именно здесь можно с большим успехом применять эффективные вирусные технологии. Узнаваемость бренда реально обеспечить всего за несколько недель.

Кроме этого, платформы можно без особого риска использовать для проверки креативных идей и новейших разработок. Это площадка для смелых экспериментов без высоких рисков.