Как проходит рекрутинг сотрудников
Каков стандартный набор действий человека, желающего устроиться на работу? Сначала спросить друзей-знакомых в надежде найти место повкуснее. Если вариантов не найдется, следующим шагом будет размещение резюме в интернете и ожидание звонков от голодных до специалистов работодателей. Проявив активность и засветившись на нескольких основных сайтах, соискатель действительно попадет в поле зрения. Но не только работодателей. В первую очередь на него обратят внимание профессионалы, которые даже больше самого соискателя заинтересованы организовать трудоустройство. Речь идет о кадровых агентствах. Они же рекрутинговые компании, консалтинговые группы, кадровые холдинги и т.д. Готовые работать на вас. Бесплатно.
Если вы уверены в своих силах и не нуждаетесь ни в чьей помощи это здорово. Особенно, если в конечном итоге добьетесь результата. Но в таком важном вопросе, как выбор места работы, хорошо иметь под рукой профессионала, который и посоветует и поможет. На рынке трудоустройства таких компаний-ассистентов много. Независимо от красивых названий, суть их одна это кадровые агентства. Они зарабатывают деньги на том, что фактически продают кандидата заинтересованным компаниям за очень неплохую сумму. Давайте разберемся как это работает.
Технология рекрутинга кадрового агентства
По сути, это посредники между соискателями и работодателями. Принцип работы
простой: подписываются партнерские соглашения на подбор персоналас различными
компания. По этому договору компании могут оповещать агентство об открывающихся
вакансиях, а агентство берет на себя все проблемы, связанные с поиском
кандидата. Сотрудничество взаимовыгодное, поскольку компания получает
специалиста, прошедшего профессиональный отбор, а агентство получает от 10 до
30% годовой зарплаты закрываемой вакансии. То есть при трудоустройстве
менеджера по продажам с зарплатой 100.000 в месяц (1.200.000 в год), агентство
получит от 120.000 до 360.000, в зависимости от договора. Неплохо, правда? 🙂
Как работают хедхантеры
В каждой из таких компаний есть специалисты, отвечающие за подбор персонала в
определенной области. Между ними распределяются вакансии и начинается
стандартная работа менеджера по продажам: сбор информации, встречи с
кандидатами, анализ рынка, звонки, звонки, звонки. Если агентство крупное, то
за направление может отвечать целый департамент. У каждого из таких
департаментов есть план продаж, который можно выполнить, закрыв определенное
количество вакансий. В поисках подходящего кандидата агентства пропускают через
себя тысячи людей и проводят миллионы собеседований, при этом пытаясь
оставаться позитивными и дружелюбными, чтобы создать задел на перспективу.
Какие нужно иметь для этого нервы, я даже боюсь представить.
Зачем компаниям нужно рекрутинг агентство
Зачем это компаниям? Причин можно назвать несколько: собственный HR не справляется с поиском; качественный уровень кандидатов выше, чем если бы их искали самостоятельно; устоявшиеся традиции (это в основном касается западных компаний); косвенно повышается статус компании (мы можем заплатить за хорошего специалиста) и т.д. Еще один важный момент если предоставленный кандидат не устроит компанию и будет уволен спустя некоторое время (указано в договоре), агентство обязуется бесплатно найти ему замену. Видимо, плюсы от такого сотрудничества перевешивают минусы, поскольку все крупные компании, в гостях у которых я побывал, пользуются подобными услугами.
Зачем это соискателям?
Скажите, часто ли вы сами чините машину или сантехнику в доме? А делаете масштабный ремонт своими силами? Рискну предположить, что нет. Для этого есть профессионалы, у которых за плечами уже точно есть богатый опыт и знание мелочей, недоступных человеку непосвященному. Точно также и здесь: помимо определенного опыта подбора персонала, у агентств есть еще одно неоспоримое преимущество инсайдерская информация. Они обладают пулом вакансий, часть из которых не найти в открытых источниках. То есть вы получаете партнера, который сможет выгодно вас продать работодателю, плюс преимущество относительно остальных кандидатов, благодаря доступу к закрытой информации. И все это не стоит вам ни копейки. Грех не воспользоваться такой возможностью.
Это суперпрофессионалы с дорогими часами и взглядом-рентгеном. Они работают в основном с менеджерами выше среднего звена и очень тщательно выбирают себе партнеров. Все дело в том, что самое важное преимущество хэдхантера перед агентствами его репутация. Он известен в деловых кругах как поставщик отличных дорогих специалистов, поэтому проколов быть не должно в принципе. Один неудачный вариант и можно потерять все, что копилось годами. Сами понимаете, какой серьезный отбор будет в этом случае и насколько нужно увериться в кандидате, прежде чем рекомендовать его.
Компании, с одной стороны, ценят таких партнеров (хэдхантеры незаменимы при подборе топ менеджера), с другой боятся как огня, потому что эти же партнеры могут запросто увести любого сотрудника с занимаемой должности. В случае с рекрутинговым агентством, достаточно заключить договор на подбор любого недорогого персонала, и на вашем столе окажется документ с главным пунктом, в котором значится: «поставщик услуги не имеет права переманивать сотрудников из компании-заказчика» . А вот с каждым хэдхантером-одиночкой договориться нереально. В настоящий момент на российском рынке острая нехватка квалифицированных специалистов, и компании без устали практикуются в масштабных кадровых войнах. Спрос на услуги хэдхантеров в таких условиях очень высок.
Если вы попали в поле зрения таких акул поздравляю, ваше будущее налаживается. А уж если вы обзавелись доверительными отношениями с опытным хэдхантером то я, пожалуй, вам позавидую.
Будьте готовы к тому, что после размещения своего резюме в открытых источниках, вы привлечете внимание. Если вы дорогой специалист и профессия ваша востребована (например, опытный ИТ-менеджер среднего звена), то звонки будут поступать с изрядной регулярностью. Обычно это вежливые девушки с приятным голосом, которые интересуются серьезностью ваших намерений в плане поиска/смены работы. В случае утвердительного ответа, вас обязательно пригласят на собеседование в офис агентства.
Во-первых, им действительно надо посмотреть, что вы из себя представляете, во-вторых, вас обязательно внесут во внутреннюю базу данных соискателей, для возможного использования в будущем. Развитие отношений зависит от того, как вы покажете себя на собеседовании в агентстве: докажете свою состоятельность ирезюме будет переправлено в HR-отдел компании-работодателя для дальнейших встреч, будете полной противоположностью своему бумажному описанию и ваша беседа останется единственной, а резюме попадет в мусорную корзину.
Советы при собеседовании в рекрутинговом агентстве
Еще раз повторюсь, рекрутеры весьма полезные ассистенты при поиске работы,
которые сами выходят на контакт и ведут ваши дела вплоть до удачного
трудоустройства. Пренебрегать такой возможностью не стоит. Хочу поделиться
несколькими моментами, которые помогут вам наладить с ними как минимум вежливые
отношения.
1. Первое впечатление. Помимо полезной информации, которую представитель
агентства получает от вас во время разговора, он еще и невольно оценивает вас
как собеседника. Поэтому очень важно показаться человеком активным и
позитивным. Не готовы излучать радость? Попросите перезвонить позднее, когда
схлынет приступ ярости после очередной схватки на совещании или когда
настроение поднимется выше нуля.
2. Будьте готовы к продолжительной беседе. Часто бывает так, что во время
первого же звонка вам будут заданы определенные вопросы, от ответов на которые
будет зависеть развитие событий. Иногда могут даже провести мини-собеседование
по телефону. Поэтому если вы не готовы к небольшому интервью, попросите
перезвонить позднее, в более удобное время. При этом подчеркните, что само
предложение вас заинтересовало, даже если вы до конца не поняли, так это или
нет.
3. Планируйте встречу. Для того, чтобы вас заинтриговать и сподвигнуть к
дальнейшим отношениям, девушка расскажет в общих чертах о вакансии, которую вам
могут предложить, при этом НИКОГДА не называя компании, где эта вакансия
открыта. Это нормально. Где гарантия, что получив имя компании, вы не отправите
им резюме напрямую? Если описание позиции (именно позиции, они никогда не
говорят вакансии 🙂 вас заинтересовало смело выдвигайтесь в их офис для
дальнейшего исследования.
4.Возьмите паузу. Не стоит сразу же соглашаться со временем которое вам
предлагают. Скажите, что вам надо посмотреть в ежедневник (календарь,
планировщик). Предложите перезвонить или запишите телефон и скажите, что в
течение часа (больше не стоит) сообщите удобные варианты. И точно также не
стоит сразу предлагать в любое время. Даже если вы в отчаянии и это первый
звонок за несколько месяцев, агентству об этом знать необязательно. Пусть
понимают, что у вас есть дела, которые вы готовы разгрести или отложить ради
этой деловой встречи. И пусть видят, что вы человек серьезный и продуманный. А
в ухе сейчас карандашом ковыряетесь просто, чтобы информация не вылетала.
Встреча в офисе.
Не нервничайте, будьте позитивными, говорите уверенно и аккуратнее с неподтвержденными фактами и вот основные моменты. Однако собеседование в агентстве имеет некоторые нюансы, которые могут существенно повлиять на ваш поиск и чаще всего в лучшую сторону:
1. Анкета. Если агентство вышло на вас первый раз, то по приезду в офис вас обязательно попросят заполнить анкету, а часто еще и сфотографироваться для базы данных. В анкете будет несколько вопросов, часть из которых могут показаться неуместными (паспортные данные, вопросы личного характера). Заполняйте все. По опыту могу сказать, что ничего страшного не происходит, а вот нежелание указать некоторую информацию обязательно вызовет вопросы.
2. Знакомство. Произвести хорошее впечатление здесь важнее, чем при общении непосредственно с представителями компании. Если рекрутер увидит в вас потенциал, поверьте вакансий будет предложено достаточное количество.