Краудфандинг для бизнеса — бизнес идеи по краудфандингу
Начинающий предприниматель зачастую не может найти источники финансирования своей идеи. При этом существует множество инвесторов, готовых вкладывать личные и корпоративные ресурсы в растущий бизнес. Связать их между собой поможет краудфандинг, давно ставший популярной и востребованной темой. Создать собственный проект, связанный с краудфандингом, и при этом получить возможность получения стабильного дохода может показаться утопией. Тем не менее, большинство посреднических организаций давно научились зарабатывать деньги на том, что они связывают между собой инвестора и стартапера. Поэтому в качестве собственной бизнес-идеи можно выбрать любое направление, связанное с разработкой тематики краудфандинга. Сейчас эти ниши практически не разработаны, продвижением проектов занимаются одиночки. Серьезных инфраструктурных предложений пока на рынке не было. При этом создание такой компании превратило бы ее саму в бизнес-продукт, который мог бы заинтересовать множество инвесторов, и институциональных, и частных.
Бизнес на краудфандинге. Виды и возможности
Зарабатывать на краудфандинге можно большинстве рынков мира, не ограничивая себя пределами России и Европы. Какие направления могут быть интересны для собственного бизнеса? Как бизнес-идея краудфандинг достаточно емок и может вместить в себя различные виды активности, от консалтинга и пиара до менеджмента и законотворчества. Можно назвать несколько тем, в которых в ближайшие годы можно создать собственную компанию, профинансировать ее различными путями, в том числе, при помощи краудфандинга, и получать серьезный доход от профессиональной и предпринимательской деятельности:
- консультирование участников и создателей новых проектов по разным аспектам продвижения их идей;
- поиск и подбор проектов в интересах работающих площадок и инвестиционных фондов;
- обучение участников проектов всем тонкостям запуска новой идеи;
- сопровождение размещения проектов на российских и зарубежных площадках;
- продвижение и организация пиар-сопровождения кампании по сбору средств;
- создание площадок, не имеющих пока аналогов в России и инфраструктуры для их работы;
- консолидации бизнес-идей и регистрации авторских прав на них, разработка работающей системы роялти
Каждое из этих направлений пока слабо развито в России, но с расширением рынка краудфандинга они должны стать более интересными для инвестора. Как не странно, даже на создание структуры, сопровождающей проекты, можно собрать деньги методом краудфандинга. Бизнес-идея, краудфандинг и инфраструктура для него может быть подана достаточно интересно, чтобы заинтересовать бекеров. Сам запуск такого проекта сможет стать хорошим толчком для развития новых направлений в области краудфандинга.
Консультирование
Это направление получения дохода от деятельности, связанной с краудфандингом, наиболее развито в России. Существует несколько команд, как работающих совместно с определенными площадками, так и самостоятельно, которые зарабатывают неплохие средства на размещении чужих проектов на различных площадках. Пока они не могут показать успешную статистику, в среднем, стреляет один проект из 10. Но, анализируя опыт этих команд, можно создать свой проект. Он потребует минимальных затрат, так как на первом этапе команде не потребуется ничего, кроме сайта и другой инфраструктуры в сети Интернет. Хорошая бизнес-идея, краудфандинг запущен и средства на создание небольшой консалтинговой группы могут быть собраны. Затраты на этом этапе сложатся из:
- оплаты труда членов команды, при этом некоторые из них могут работать в качестве волонтеров или параллельно выставлять на краудфандинг собственные проекты;
- создания сайта, позволяющего коммуницировать с клиентами на профессиональной основе;
- раскрутки бренда.
Реализация проекта потребует высокой квалификации членов команды и наличия положительного опыта в размещении проектов. Консультирование может проходить по различным направлениям, в частности:
Краудфандинг площадки для бизнеса: как разместить свой проект на краудфандинг ресурсах и собрать деньги в интернете на бизнес
- подбор площадки для размещения;
- оформление презентации, формулировка месседжа проекта;
- оформление авторских прав на идею;
- разработка механизмов вознаграждения бекеров;
- обеспечение взаимодействие с площадкой;
- разработка бизнес-плана проекта для предложения его профессиональным инвесторам.
Доходы такой компании могут формироваться как от процентов за успешное размещение, так и просто из оплаты консультаций. Необходимым условием станет наличие не только хоть у одного из членов команды опыта в этой сфере, но и широкий круг знакомств, который поможет сформировать первоначальный круг клиентов.
Поиск и подбор проектов
Это направление станет наиболее перспективным. Существует тысячи команд и тысячи идей, которые хотели бы выйти на рынок финансирования. Изобретатели и инноваторы есть в каждом высшем учебном заведении, большинство студенческих разработок могут быть коммерциализированы. Крупные площадки, заинтересованные в постоянном потоке новых проектов для поддержания своей популярности смогут заключить договор на привлечение к ним интересных идей.
Также клиентами смогут стать фонды краудинвестинга, поскольку монетизировать изобретения их задача. Иностранные криптовалютные площадки также заинтересованы в новых и свежих идеях. Для успешной реализации этой идеи требуется инженерное образование, умение работать с патентами на изобретения и внедрять инновационные технические идеи.
Обучение
Далеко не все российские площадки для краудфандинга имеют собственную инфраструктуру, обеспечивающую обучение начинающих команд. Создание такого проекта и аккредитация его при ведущих площадках поможет заработать на оказании образовательных услуг. Это мероприятие может оказаться достаточно затратным. Обучение может происходить как в онлайн-режиме, что не всегда эффективно, так и в классах. Бизнес-идея краудфандинг и обучению ему потребует серьезного привлечения средств, но эта ниша пока не занята. Если в европейских университетах известные преподаватели уже читают спецкурсы по краудфандингу, в России эта тема пока не вышла на уровень доступности и ограничивается некоторыми бизнес-школами.
Можно рассмотреть следующие направления бизнес-обучения по направлению краудфандинг:
- создание сайта и выпуск обучающих видео-роликов. Доход в данном случае формируется за счет продажи обучающих курсов и сопутствующей рекламе;
- разработка собственного спецкурса, чтение лекций и проведение семинаров, как на базе площадок, так и в образовательных заведениях различного уровня. Здесь не самая высокая стоимость оплаты лекций могла бы совмещаться с работой бизнес-тренера, предполагающей высокий доход;
- создание Школы краудфандинга. Это наиболее любопытное направление, предполагающие как высокий уровень затрат, так и серьезные доходы, особенно после появления портфолио успешных проектов выпускников школы.
В зависимости от формы выбранной активности изменится и перечень затрат. Бизнес-план такого проекта должен предусматривать и привлечение персоналу с высокой квалификацией, так и серьезные траты на создание видео-материалов, аренду помещения, рекламу.
Сопровождение размещения проектов на российских и зарубежных площадках
Мировой рост вложений в краудфандинг прогнозируется на уровне нескольких сот миллиардов долларов к 2025 в мире совокупно. Сопровождение российских проектов и введение их в мировую инфраструктуру сможет стать успешным способом заработать деньги на комиссиях и премиях от успешного размещения. Знание механизмов работы с инвесторами и умение грамотно продать проект может позволить собирать существенно большие средства, чем заложено бизнес-планом проекта.
Для реализации такой идеи необходима коммуникация с одним из международных агентств, возможно и открытие его филиала, действующего на территории России. Идея доступна для тех профессионалов, кто хорошо ориентируется в системе инвестирования и владеет опытом международного взаимодействия.
Продвижение и организация пиар-сопровождения
Сбор средств в рамках краудфандингового процесса требует очень серьезного сопровождения его в социальных сетях и привлечения внимания СМИ. Интерес возможных инвесторов должен подогреваться, а для этого нужны профессионалы в области массовых коммуникаций. Этот этап краудфандинга сопровождается:
- созданием сайта проекта, ведением, организацией информирования бекеров о ходе реализации проекта;
- организацией массовых рассылок;
- составлением пресс-релизов, размещением их в СМИ;
- организацией информационных поводов, освещении их со стороны, выгодной для проекта;
- взаимодействием с заинтересованными СМИ и Интернет-площадками.
Для опытного специалиста в области пиара или GR-сопровождения организация консалтинговой компании, оказывающей этот вид услуг, мог бы стать интересным проектом. Возможна разработка этого направления и как одного из видов деятельности уже работающего пиар-агентства.
Создание площадок
Разработка и выведение в жизнь уникальных площадок для краудфандинга станет наиболее интересной темой для команды успешных предпринимателей. При анализе российского рынка становится ясно, что произошла некоторая стагнация. Отсутствуют успешные команды и успешные проекты именно в сфере краудинвестинга, где задействованы наиболее серьезные ресурсы. Практически не развиты в стране кредитный или акционерный краудинвестинг, не разработана правовая база для него. Бизнес-идея краудфандинг в этом случае мог быть стать серьезным деловым начинанием, который, при успешном развитии, сам мог бы заинтересовать крупных институциональных инвесторов.
В рамках деятельности по созданию новой площадки возможно взаимодействия с различными политическими структурами поддержки предпринимательства. Так, «Опора России» или аналогичные организации могли бы включиться в разработку и работу по принятию необходимых законопроектов.
Создание такой площадки могло бы предполагать следующие источники доходов:
- комиссии, стандартно составляющие в России от 7 до 15% от собранных средств;
- консультирование и обучение, оплата различного рода тренерских услуг;
- призы за успешное размещение, при котором площадка, грамотно выведшая проект и собравшая больше средств, чем было заявлено изначально, с привлечением собственного потенциала получала бы большую комиссию;
- выполнение заказов на тиражирование идеи и создание новых площадок;
- дальнейшее акционирование самой площадки и продажа ее акций инвесторам.
Для реализации такого проекта потребуется опытная и слаженная команда и источник финансирования. Если выбирать тематику для создания площадки, связанную с определенной отраслью или регионом, то инвесторами в ее создание смогли бы стать крупные отраслевые предприятия или региональные власти. Интересны могли бы быть тематические краудфандинговые площадки, посвященные инвестициям в проекты сельского хозяйства или региональные, которые могли бы заинтересовать власти определенного района, например, Татарстана или Ленинградской области. Упор на отраслевую или тематическую специфику позволил бы сразу создать определенный объем заинтересованной аудитории. Кроме того, привлечение определенного заказчика и мотивация его долей участия в успешных проектах позволило бы создать дополнительный приток как стартаперов, так и бекеров.
Бизнес-идеи по краудфандингу
Отдельным направлением могли бы стать бизнес-идеи по краудфандингу, разрабатываемые и передаваемые проектам, которые готовы заняться ими на профессиональной основе. Практически каждый проект, один раз выставленный на площадку и не набравший средств, может быть реализован заново, если провести вновь так называемую предпродажную подготовку и подготовить его к представлению не неопределенному множеству бекеров, а профессиональному и заинтересованному инвестору.
Архив проектов различных площадок может быть доступен, как и контакты их создателей. Систематизация их, создание пакетов проектов, схожих по тематике и направлению реализации могла бы создать совершенно новый бизнес-продукт. Пакеты идей могли бы реализовываться инвестиционным венчурным фондам, занимающимся проектами в конкретном направлении или крупным производственным холдингам, интересующимся новыми направлениями деятельности.
Параллельно интересной идеей стало бы организация предприятия, которое помогало бы регистрировать бизнес-идеи в качестве интеллектуальной собственности. Большинство новых тем, выводимых на рынок, не имеют необходимой правовой защиты, что приводит к риску их хищения. Сервис по оформлению таких прав помог бы и институционализации краудфандинга в России, и защите авторских прав начинающих предпринимателей, часто практически беззащитных перед крупными компаниями, заинтересованными в идеях, а не в команде по их реализации.
Бизнес на краудфандинге сегодня не развит из-за того, что с ним работают, в основном, непрофессиональные команды волонтеров и подвижников. Практически отсутствует горизонт длительного планирования, мало кто готов вкладывать средства в создание инфраструктуры. При этом множество инвестиционных фондов заинтересовано в большом потоке венчурных проектов, которые могут быть профинансированы на различной основе. Государственные и общественные институты различного уровня с интересом рассмотрели бы возможность взаимодействия с площадкой, которая подбирала бы проекты и идеи по их заказу.
Создание любого системного проекта, который смог бы поставить краудфандинг в России на более профессиональные рельсы и приблизить его к мировому уровню станет успешным стартом для инвестора.