08.04.2020

Краудфандинг и налоги

Автор: Блог инвестора
Краудфандинг и налоги

Сегодня, когда люди говорят о краудфандинге, они чаще всего подразумевают сотрудничество лиц, вкладывающих собственные средства в поддержку какого-либо проекта, предложения, инициативы. Обычно средства таким образом собирают через интернет. Цели, с которыми осуществляется сбор, могут быть разными, от поддержки нуждающихся до политических кампаний.

На сегодняшний день краудфандинговые сборы работают, как правило, по двум основным моделям. Первая модель характеризуется тем, что вкладывающие средства лица не получают от этого никакой прибыли. В случае же со второй моделью вкладчики заранее планируют извлечь из своего вложения доход. 

Задача любой платформы краудфандинга заключается в активном и широком привлечении аудитории, предоставлении проектов в интересном свете, стимулировании людей вкладывать в них свои сбережения или хотя бы оказывать посильную помощь. В качестве поощрения, как уже говорилось выше, не всегда выступает прибыль в перспективе. Иногда участникам предлагаются бесплатные образцы продукции, скидки, сувениры, устные упоминания, благодарность от авторов и т.п.

Бизнес идеи

Зарубежный опыт краудфандинга имеет надёжное правовое основание. Существует ряд актов и законов, которые определяют, регулируют и контролируют деятельность такого типа. Это открывает более широкие возможности для привлечения инвесторов.

В России же законодательная база в этой сфере не создана, поэтому отношения лиц-участников карудфандинговых отношений не подкреплены никакими специальными правами. Именно с этим часто бывают связаны проблемы по привлечению определённых типов инвесторов, что существенно снижает потенциал использования краудфандинговых платформ для развития бизнеса и социальной сферы. Одна из областей, в которых испытывает сложности краудфандинг, – налоги.

Несмотря на существующие проблемы, краудфандинг уже успешно используется и в нашей стране. Ведь сам инструмент отличается высокой гибкостью, большим удобством и огромным потенциалом. Поэтому основатели соответствующих платформ стремятся минимизировать трудности, связанные с несовершенством законодательства в этой области. Работа платформ за неимением специальных норм организуется на основании действующих законов. Краудфандинг и налоги – одна из таких непростых тем. Нюансы обязанностей и возможностей определяются тем, как именно привлекаются средства. Способов привлечь деньги с помощью краудфандинговых платформ довольно много:


Любой таймфрейм, любой инструмент - прибыль неизбежна с индикатором «CRATER» Crater
  • Вкладчики предоставляют средства без получения прибыли или другой выгоды, кроме благодарности или публичного признания от авторов проекта. Такой процесс передачи средств можно отнести к категории дарения или пожертвования.
  • Средства предоставляются с обещанием в будущем передать вкладчику определённый результат. Например, подарочное издание книги или диска.
  • Средства предоставляются под определённый процесс на оговорённый срок. Этот тип сотрудничества относится к кредитам или микрофинансированию;
  • Средства представляются в обмен на долю компании.

Все эти виды финансовой поддержки может обеспечить краудфандинг. Налоги в каждом случае различны и определяются в зависимости от конкретной ситуации.

Также вам может быть интересно прочитать:  Открытие рекламного агентства как бизнес

Краудфандинг: налогообложение в зависимости от типа сотрудничества

Краудфандинг: налогообложение в зависимости от типа сотрудничества

Предлагаем рассмотреть правовые и налоговые особенности этих видов сотрудничества:

  • Дарение.

Если осуществляется дарение, это значит, что одно лицо передаёт другому лицу имущество или средства в собственность безвозмездно или же освобождает это лицо от имущественной обязанности. Гражданское право определяет имущество или вещи, которые можно подвергнуть дарению, как деньги, безналичные активы, ценные бумаги, права на имущество. Получается, что в рамках краудфандинговых платформ отношения, основанные на дарении, вполне уместны. Ведь одно лицо – вкладчик – передаёт безвозмездно свои средства стартаперу. Однако та же область права регулирует сделки дарения определёнными условиями. Во-первых, дар должен передаваться от дарителя к получателю непосредственно. Есть только ряд ситуаций, в которых договор дарения можно заключить устно. Если же стоимость дара составляет более трёх тысяч рублей, то письменная форма договора обязательна. Те же условия соблюдаются, если договор составлен таким образом, что дарение осуществиться не сейчас, в будущем при определённых обстоятельствах. Учитывая все нюансы, связанные с оформлением подобных договоров, относительно отношений, формирующихся на краудфандинговых платформах, нужно сказать, что если средства передаются физическому лицу, то налог с такого дохода не выплачивается. Если же получателем выступает юр.лицо, то средства облагаются налогом на прибыль. При общей системе ставка составит 20%, при упрощёнке – 6% или 15% в зависимости от объекта налогообложения. Краудфандинг и налоги в этой ситуации рассматриваются для случаев, когда сбор осуществляется сбор денег. Если же как дар передаётся имущество, то даже для юридических лиц налог может быть предусмотрен не всегда. Например, налог не нужно уплачивать, если дар был получен от организации, средства которой составляют больше половины уставного капитала принимающей стороны, или наоборот. Аналогичные условия действуют, если физическое лицо, ранее вложившее более 50% уставного капитала организации, передаёт ей путём дарения какое-либо имущество. Но нельзя сказать, что подобные ситуации встречаются на краудфандинговых платформах.

Инвестиции

Ещё один вариант дарения – это пожертвование. Его отличие заключается в том, что оно преследует общеполезную цель. Пожертвовать что-то можно воспитательным учреждениям, больницам, хосписам, социальным учреждениям, благотворительным фондам, музеям, государству и т.п. То есть, пожертвование в пользу коммерческих организаций невозможно. Касательно краудфандинга, это означает, что для классификации вклада в качестве пожертвования, необходимо, чтобы его получателем выступал конкретный человек или некоммерческая организация, а цель такого вклада должна быть социально-ориентированной. Передаваемые средства должны быть направлены на конкретную цель. Если же они не имеют общеполезной цели, то вклад может классифицироваться как обычное дарение. Если пожертвование принимает юридическое лицо, то оно должно учесть его, а также все операции, связанные с данными средствам или имуществом. Если средства будут использованы с иной целью, то жертвователь имеет право отозвать вложенные деньги.

  • Оказание услуг.
Краудфандинг: налогообложение в зависимости от типа сотрудничества

Отношения на краудфандинговых платформах может основываться на взаимной выгоде. Сборщик получает средства, а взамен обещает вкладчикам какой-то результат от своей деятельности. Это может быть книга, альбом, диск  и т.п. В этой ситуации передача средств уже не является актом дарения. Наиболее подходящими нормами закона в этом случае являются те, которые регулируют условия купли-продажи или предоставления услуг.

Также вам может быть интересно прочитать:  Продажа и покупка интернет-бизнеса: все о том, как купить или продать

В соответствии с договором купли-продажи, одна сторона передаёт другой вещь в собственность за определённую цену. По договору услуг исполнитель оказывает заказчику услуги за определённую плату.

Авторы проектов и инвесторы нередко оформляют свои отношения именно посредством таких договоров. При этом авторы выступают как исполнители, а инвесторы – как заказчики. Соответственно, краудфандинговая платформа как место встречи заказчиков и исполнителей может претендовать на роль платёжного агента и требовать исполнения собственных условий при такой сделке. Также в данной ситуации платформа должна и сама соответствовать ряду специфических требований, выдвигаемых в адрес платёжных агентов, а именно: оформить договорные отношения с системами проведения платежей, иметь расчётный счёт в банке, проводить инкассацию и т.п.

Если рассматривать как куплю-продажу краудфандинг, налогообложениие зависит в большей мере от того, кем является стартапер. Если это частное лицо, то с собранных средств придётся заплатить подходный налог. Помимо этого, систематический характер поступлений даст основания предполагать, что частное лицо занимается предпринимательством без соответствующей регистрации. Если же средства собираются для юридического лица, то оно должно будет совершить целый ряд взносов: 20% от суммы в качестве налога на прибыль, 18% НДС, единый налог за использование упрощёнки. При этом могут возникнуть основания полагать, что юридическое лицо осуществляет торговлю через интернет, которая также должна соответствовать ряду требований. Например, компания должна позаботиться о создании условий для ознакомления с описаниями товаров, снимками товаров, контактами компании и т.п.

  • Займ.

Иногда даже на краудфандинговых платформах средства выделяются инвесторами как кредит на конкретный период с установленной ставкой. Соответственно, участники процесса связывают себя обязательствами по соответствующему договору кредита. Налоги выплачиваются по-разному. из размер определяется типом заёмщика.  Если частное физическое лицо получает беспроцентный займ, то оно получает доход, обеспечиваемый экономией на выплате процентов, который облагается подоходным налогом. Если же займ процентный, то никакого дохода заёмщик не получает и, соответственно, налоги не выплачивает. Если же средства занимает юридическое лицо, то оно не платит никаких налогов, так как при любом займе не образуется налогооблагаемой базы. В ситуации с займом инвестор также будет обязан выплатит налог, после того, как инициатор проекта вернёт долг и выплатит проценты.

  • Продажа долей
Также вам может быть интересно прочитать:  Демпинг - что такое, основные понятия

Этот способ привлечь недостающее финансирование весьма распространён за рубежом. Его активно применяют и на краудфандинговых платформах. Однако российские законы не позволяют реализовать его именно в такой форме, так как определённые нормы, ограничения и правила просто невыполнимы при использовании краудфандинга.

  • Общие инвестиции на определённый проект.

Ситуация, когда несколько инвесторов объединяются свои средства, чтобы вложить их в конкретны проект, довольно часто встречается на зарубежных платформах для краудфандинга. При этом инвесторы преследуют вполне конкретную цель: запустить успешный стартап с целью получения от него стабильного дохода.

Краудфандинг: налогообложение в зависимости от типа сотрудничества

Этот случай несколько отличается от ситуации, когда вложение средств рассматривается как займ. Ведь в последнем варианте инвестор получает доход исключительно с процентов, которые автор проекта выплатит ему за использование вложенных средств. В ситуации с общим инвестированием сами инвесторы имеют возможность влиять на развитие и прибыльность предприятия. Степень влияния каждого инвестора определяется объёмом его вклада.

Регулирование подобных отношений в рамках краудфандинговых платформ в РФ отсутствует. Но Гражданский кодекс гласит, что граждане наделены свободой при заключении договоров. Значит, теоретически заключать подобные инвестиционные договоры вполне допустимо.

Таким образом, за отсутствием специфических норм регулирования отношений между участниками краудфандинговых платформ, рассматривать вопросы налогообложения, а также правовые аспекты можно по аналогии с теми процедурами и ситуациями, которые описаны законодательно. Однако такой подход вовсе не гарантирует отсутствия проблем, так как судебная практика, описывающая подобные ситуации, также отсутствует.

В любом случае, можно сказать, что налоги, скорее всего, придётся выплачивать всем, кто собирает средства и выступает как основатель проекта на краудфандинговой платформе. Если отталкиваться от общих распространённых случаев, то вероятно предположить, что с физ.лица будет снят налог 13% с той суммы, которая останется после снятия комиссии самой платформы, так как эта сумма будет расцениваться как доход. С юр.лица налог будет рассчитываться как налог на прибыль. Для тех, кто использует упрощёнку, ставка составит 6%. Для остальных она рассчитывается индивидуально.

Такую статью расходов, как налоги, непременно придётся включить в бизнес-план наряду с прочими важными пунктами. Предпринимателю или стартаперу, выбирающему в качестве основного способа привлечения инвестиций краудфандинг, необходимо тщательно ознакомиться со всеми особенностями и тонкостями этого относительно нового инструмента, а также изучить зарубежный опыт его применения и соотнести его с российскими законодательными реалиями. Возможно, это поможет грамотно выбрать способ сбора средств на платформе и прикинуть вероятные расходы на налоги. Неплохим вариантом при решении этого вопроса станет профессиональная консультация специалиста в данной сфере, так как каждый случай запуска стартапа или раскрутки молодого бизнеса имеет свои нюансы, которые стоит учесть, решая вопросы, связанные с налогообложением. А такой непростой сфере помощь профессионала точно не будет лишней. Возможно, затраты на специалиста по налогам окупятся минимизацией этих обязательных платежей.