Социальный краудфандинг
Краудфандинг – сравнительно недавно появившаяся модель привлечения финансовых средств небольшими долями от множества людей к инициатору крауд-проекта. Хотя, как понятие, краудфандинг возникло лишь несколько десятков лет назад, он используется сотни лет, в ситуациях, когда народ (или иначе толпа – crowd) спонсирует претворение в жизнь идеи отдельного человека.
С распространением интернета ускорилось и развитие краудфандинга. Это дало возможность любому собрать нужную сумму для воплощения в жизнь конкретной идеи. Это может быть инновационный гаджет, уникальный аксессуар, кинофильм или социально ориентированный проект.
Отличие cоциального краудфандинга от благотворительности в том, что спонсируется проект не из жалости, а на основе искренней заинтересованности и убежденности в коммерческой или социальной ценности идеи. Помимо этого, каждый человек, внесший вклад, получает в итоге что-либо взамен. С развитием краудфандинга выделилось несколько самостоятельным форм подобного обмена:
Безвозмездный вклад. Человек отправляет деньги не только из альтруистичных побуждений, но и желая быть сопричастным к воплощению идеи в жизнь, принимая в этом участие подобным образом. По сути, за это ощущение сопричастности человек и платит.
Материальное вознаграждение. Если спонсор получает памятный и обязательно тематический подарок или, что часто бывает, экземпляр того, на создание чего ушел его вклад. Если на разработку гаджета – его экземпляр, если на издание книги – её копию.
Финансовое возмещение. В подобной ситуации спонсор превращается в инвестора, ожидая вернуть больше, чем отдал. Процент от прибыли (модель роялти), возврат вложенных средств с процентами (краудлэндинг) или процент акций будущей компании (акционерный краудфандинг) — основные категории этого вида краудфандинга.
Последние 8 лет краудфандинг всё глубже укореняется и в России, что видно по нескольким десяткам отечественных краудплатформ разных направленностей, через которые генерируются сотни миллионов рублей ежегодно.
Краудфандинг для личных целей
В отличие от политического, благотворительного или социального краудфандинга этот тип основывается на реализации идеи, хоть и имеющей какую-либо ценность в глазах спонсоров (культурную или финансовую), но направленный на обогащение инициатора крауд-проекта. В большинстве случаев заинтересованность диктуется обоюдной выгодой.
Обычно этот тип встречается в сфере творчества, высоких технологий и их стыке. Компьютерная игра, музыкальный альбом, гаджеты с инновационными функциями или дизайном, даже линия одежды – всё это может быть создано и издано на деньги заинтересовавшихся людей.
Чтобы достичь успеха, иницииатор обязан «быть в теме», социально подкованным и хотя бы изучить «домашнее задание» по созданию и развитию бизнеса. Придумать что-то новое это одно, а убедить других в том, что идея стоит вложений, разработать продукт, вовремя выпустить в продажу и создать удовлетворяющий стартовые цели спрос – немного другое. Точнее совсем другое. Именно поэтому лишь четверть подобных крауд-проектов завершается успешно, остальные не завершаются вовсе или с огромной задержкой. И именно эта четверть удачно реализованных идей приносит 100% популярности этому типу краудфандинга.
Конечно, даже в такой ситуации, он обладает рядом очевидных преимуществ в сравнении с банковским кредитом или венчурным инвестированием, в первую очередь – разницей в последствиях неудачи.
Краудфандинг социальных проектов
Общественно ориентированный краудфандинг или социальный краудфандинг является еще одним популярным типом. Благодаря гибкости, доступности и низкого “порога входа”, каждый, кто сумеет зацепить сердца людей – получит деньги на реализацию проекта. В большинстве случаев, когда аудитория крауд-проекта локально пересекается с местом его воплощения, краудфандинг плавно совмещается с краудсорсингом. Последнее обозначает процесс привлечения не денег, а самих людей, точнее их физического или интеллектуального труда для успеха крауд-проекта.
Вознаграждение при этом типе краудфандинга, согласно статистике, обычно делится между символическим и материальным, и лишь в редких случаях финансовым.
Краудфандинг социального бизнеса
Социальный бизнес появился не так давно, хотя воплощался в жизнь задолго до того как проименован. Субъекты малого бизнеса и общественно-ориентированные организации ведут деятельность в различных сферах. В рамках основной деятельности они реализуют социально-направленные программы. К программам социальный краудфандинга можно отнести следующие:
- здравоохранение
- экология
- сельское хозяйство
- обслуживание
- образование
- забота о сиротах.
Сложно дать точное определение социального бизнеса, так как у него множество граней, но наиболее ёмким вариантом является этот: “Зарабатывать, оказывая помощь другим”. Суть заключается в решении конкретных социальных проблем и способствование позитивным стабильным изменениям. При этом, данный тип бизнеса никак не связан с благотворительностью, потому что всегда основан на принципе самоокупаемости. В большинстве случаев прибыль от бизнеса идет на решение социальной проблемы или реинвестируется, если решением проблемы и является отлаженный бизнес-процесс.
Социальный краудфандинг, в контексте такого рода проектов, не так уж и редко встречается как на зарубежных, так и общественных краудплатформах. Причем, статистика удачного окончания такого рода проектов сравнительно высока, так как если такие проекты и оканчиваются неудачи, то точно не от нехватки спонсоров. На сегодняшний в день в России активно сотни подобных коммерческих организаций, не только в столице, но и регионах – краудфандинговая модель основанная на принципе “дать голодному удочку, вместо рыбы” определенно прижилась.
Конкретные рекомендации к инициации краудфандинга социального бизнеса не сильно отличаются от любого другого типа:
- Предварительная подготовка: Заключается в окончательных расчетах жизнеспособности идеи, подготовке средств и каналов распространения информации о проекте, включая договоренности с блогерами, знаменитостями, газетами и прочими СМИ.
- Определение соответствующей аудитории, что будет максимально заинтересована в подобном начинании.
- Просчет возможных рисков, в том числе не зависящих от инициатора проекта, поставщиков сырья и т.п.
- Выбор подходящей краудплатформы. Учитывайте тот факт, что каждая из них имеет свои правила и специфические условия, касательно величины взымаемой комиссии.
- Запись видеообращения, написание текста визуально разбавленного яркой, но понятной инфграфикой или фотографиями.
- Подготовка аккаунтов в социальных сетях, создание групп и сообществ по которым заинтересовавшиеся смогут выйти на крауд-проект.
Хоть критерием успешности проекта и является самоокупаемость, но всё же такого рода общественно ориентированные идеи больше относятся к благотворительным, чем к коммерческим. По-крайней мере, в той части, где не предполагается возврат полученных средств с процентами.
Самые популярные краудплатформы социальной направленности
В целом их множество, некоторые из совмещает даже несколько направлений краудфандинга, но самыми популярными являются следующие:
IndieGoGo. Благодаря своей популярности, платформа позволяет найти финансирование для социальных инициатив в области здравоохранения и экологии, культурных и образовательных проектов.
AdvertActivist. Создатели проекта создали его с мыслью о том, что на коммерческую рекламу тратятся сотни миллиардов долларов ежегодно, в то время как социальная реклама не получает даже малой части. Чтобы о достойных внимания социальных программах и инициативах узнали по всему миру, они сделали возможным краудфандинг социальной рекламы.
Start Some Good. Одна из лучших российских краудплатформ, где в основном размещаются проекты с инициативой социального микрокредитования, сельского хозяйства, агро- и этнотуризма.
Русини.org. Запущенный в 2012 годы, этот проект претендует на лавры лидера среди платформ для социальных стартапов. Пока же, размещаемые на сайте проекты большей частью благотворительные.
Заключение
Как краудфандинг для личных целей, так и социальный тип, находят своих поклонников по всему миру. Взяв лучшее из обоих типов, всё большую популярность в Европе, США и России набирает социальное предпринимательство, точнее его финансовая поддержка. На конференциях, посвященных краудфандингу и инвестированию эксперты из разных стран не раз заявляли, что за народным финансированием и социальным предпринимательством, вместе и по отдельности, большое будущее.